Движение ИРИДА - Интегральное обучение, Рациональные практики, Инициация, Дао пути, Антология души и тела.
Карта сайта

Интегральное обучение

Рациональные практики

Инициация

Дао пути

Антология души и тела

Проекты и события

О практиках дыхания. Статьи Ю.П.Курочкина

Роль дыхания

Дыхание – способ жизни

Понижение температуры тела

Тренажер «Самоздрав»

Тренажер «Карбоник»

Тренажер В. Ф. Фролова

Матрица протоводы

Простые советы

Как лечиться водой

Как узнать, кем ты был в прошлых жизнях

Узнайте свой уровень интуиции

Храм Шамбалы

Главная   |   Инициация   |   Храм Шамбалы

Легенды о Шамбале

Автор статьи: Ольга Орлова

Шамбала - мистическая страна в Тибете. Из всех мифологических царств, как правило, образов «рая на земле», где находятся ключи от мирового знания или от мирового господства, особую популярность в массовом сознании получила загадочная страна Шамбала.

Впервые Шамбала упоминается в классическом буддистском тексте X века. Первоначально ее концепция была частью классического индуизма. При этом легенды тех далеких времен изобилуют вариантами местоположения страны вселенской мудрости. Сходятся последователи буддизма в том, что победа сил добра выразится в появлении 5-го Будды — Майтрейи после великой битвы между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла, которую выиграет Ригдэн Джапо, 25-й царь Шамбалы. Поэтому на буддийских картинах (танках), посвященных Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причем эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета при 5-м Будде. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы.

Первые сведения о Шамбале проникли в Европу на исходе средневековья благодаря рассказам путешественников по азиатскому Востоку. Первыми о загадочной стране поведали португальские миссионеры-иезуиты Эстебан Качелла и Жоао Кабрал. В 1628 году, пытаясь пройти из Бутана в Катай (Cathay), то есть в Китай, о котором в то время имелись довольно скудные сведения, они узнали о существовании неведомой им страны - «Ксембала» (Xembala).

Другой европейский путешественник - венгр Чема де Кереши, побывавший в Бутане и Тибете в начале XIX века, дополнил сведения португальских монахов. В небольшой статье, опубликованной им в 1833 году в журнале Азиатского общества Бенгалии, Кереши сообщает, что Шамбала - это «мифическая страна, расположенная на севере» и что ее столицей является Калапа - «прекрасный город, резиденция многих прославленных царей Шамбалы».

Называя Шамбалу «мифической страной», де Кереши тем не менее указывает относительно точные ее географические координаты. Эти скупые сведения о Шамбале долгое время оставались достоянием узкого круга географов и востоковедов.

Только во второй половине XIX века благодаря теософскому учению Елены Блаватской предание о Шамбале становится известным широкой публике. Блаватская обратилась к древнейшим культам и учениям, сохранившим, по ее мнению, остатки древней традиции. В своем знаменитом труде «Тайная доктрина» она (со ссылкой на публикации Чема де Кереши и сообщения немецких путешественников по Тибету братьев Шлагинтвейт) упоминает о Шамбале и о священной книге «Дус-Кьи-Хорло» («Цикл Времени»).

Содержащаяся в этой книге система тибетского мистицизма, по утверждению Блаватской, столь же древняя, как и человек, практиковалась в Индии и Тибете задолго до того, как Европа стала континентом (!), хотя первые сведения о ней появились только около тысячелетия назад.

«В глуши Транс-Гималаев, - пишет Блаватская, - слишком общо называемых Тибетом, в наиболее недоступных местах пустынь и гор до сегодняшнего дня живет эзотерический «Благой Закон» - «Печать Сердца» - во всей своей первоначальной чистоте».

Шамбала для Блаватской и ее последователей - это уже не «мифическая страна» Дэджунг (Источник счастья), а реально существующее братство или община посвященных йогов-махатм.

Таких мистических братств, хранящих остатки древней Универсальной науки, существует немало, однако они не имеют никакого отношения к так называемым цивилизованным странам. Более того, местонахождение их должно оставаться тайной для остального мира - до тех пор, пока «человечество в массе своей не очнется от духовной летаргии и не раскроет свои слепые очи навстречу ослепительному свету Истины».

В представлениях Блаватской Шамбала - это последнее убежище уцелевших в мировой катастрофе представителей расы атлантов.

Современные теософы разделяют это представление, говоря о Шамбале так (цитаты по сборнику работ современных теософов, подготовленному Надеждой Уриковой):

«Тысячи сказаний всех народов на протяжении веков передаются из уст в уста о легендарной Обители Великого Белого Братства - Шамбале. Шамбала - не слухи, она действительно существует»… «Не думайте, что Братство Наше скрыто от человечества непроходимыми стенами. Снега Гималаев, скрывающие Нас, не препятствуют для идущих в правде, но не для исследователей». Так говорит Владыка Шамбалы на страницах «Живой Этики».

«...Владыки Шамбалы, которые получили знания раньше нас и знают гораздо больше, предупреждают, что нынешний кризис будет сильнее предыдущих катаклизмов, ибо население планеты растет, а его духовность падает. Единственное, что может спасти, - Учение Сердца - Живая Этика, духовное совершенствование. Человечество должно выбрать. Если люди будут продолжать идти прежним «материальным» путем, то лучезарный глава Шамбалы уничтожит все зло на планете. Руководители Шамбалы заговорят молниями. Пришла Эра Шамбалы».

У русских староверов существует понятие «Беловодье», которое всеми признаками напоминает мифическую Шамбалу. В конце XIX века исследователи Центральной Азии столкнулись с еще одной удивительной легендой - о Беловодском царстве, или Беловодье, стране справедливости и истинного благочестия.

Находясь в 1877 году в Западном Китае (Синьцзянь), знаменитый путешественник Николай Пржевальский записал рассказ местных жителей том, как в эти места в конце 1850-х годов пришла партия алтайских староверов более сотни человек. Староверы разыскивали Беловодскую «землю обетованную». Большая часть ходоков, не удовлетворившись условиями жизни на новом месте, двинулась затем дальше на юг, за хребет Алтынтаг, где и устроила свое поселение. Но и те, и другие в конце концов вернулись на родину, на Алтай.

Рассказ об этом хождении искателей Беловодья, записанный со слов одного из его участников Зырянова, вместе с приложенной к нему маршрутной картой всего путешествия, был впоследствии опубликован в «Записках Русского географического общества».

Беловодье - еще одна загадка центральноазиатской истории. Современные исследователи считают, что это «не определенное географическое название, а поэтический образ вольной земли, образное воплощение мечты о ней».

Поэтому не случайно эту «счастливую крестьянскую страну» русские староверы искали на огромном пространстве - от Алтая до Японии и Тихоокеанских островов и от Монголии до Индии и Афганистана.

Во второй половине XVIII века название Беловодье носили два поселения в Бухтарминской и Уймонской долинах юго-восточного Алтая. Сюда не доходила власть «начальства» и попов - гонителей староверов. Эта «нейтральная земля» между Российской и Китайской империями была включена в 1791 году в состав России. Именно тогда и возникла легенда о Беловодье.

Жизнь и искания Шамбалы русского ученого и эзотерика А. В. Барченко удивительны. Агарта, Беловодье и Шамбала являлись для него понятиями одного порядка — свидетельством существования где-то в высокогорной Азии тайных эзотерических братств, хранящих секреты универсальной «синтетической науки» древних. Эту науку Барченко называл тибетским словом «Дюнхор» и считал, что овладение ею поможет человечеству разрешить острейшие социальные и экономические проблемы, порожденные кризисом современной (техногенной) цивилизации, в частности овладеть неизвестными дотоле источниками мощных психических и космических энергий, и выйти на новый эволюционный виток. Поисками следов исчезнувшей «доисторической культуры» ученый интенсивно занимался в 1920-е годы на Кольском полуострове (в Русской Лапландии), на Алтае и в Крыму; в те же годы он также пытался дважды организовать научные экспедиции в Тибет и Афганистан с помощью советского правительства с целью установления контактов с тайными братствами Шамбалы-Агарти.

О трагической судьбе и удивительных поисках Барченко А.В. стало известно сравнительно недавно. В 1991 г. в Москве вышел в свет однотомник его литературных произведений «Из мрака», снабженный биографическим очерком, написанным сыном писателя и ученого - С. А. Барченко. Стало известно, что во время ареста Барченко А.В. в 1937 г. были конфискованы и канули бесследно в недрах НКВД все его научные труды, в том числе большая монография по нейроэнергетике, над которой он — руководитель одной из лабораторий Всесоюзного Института Экспериментальной Медицины — трудился много лет.

Не меньшей тайной окутана и деятельность в те же 1920–1930-е годы и самого известного из русских искателей Шамбалы — художника и мыслителя Николая Рериха. В его книге «Сердце Азии» подробно исследуются сведения и легенды об этой загадочной стране.

Н. К. Рерих, как и А. В. Барченко, ничуть не сомневался в реальности существования земной Шамбалы. Для Рериха это прежде всего символ Грядущего, «знак нового Времени», «новой эры могучих энергий и возможностей». Учение же Шамбалы (т. е. Калачакра) — «высокая йога овладения высшими силами, скрытыми в человеке, и соединение этой мощи с космическими энергиями». Такое учение, позволяющее человеку через гармонизацию внутренних и внешних энергий осуществить свое высшее, космическое предназначение, Н. К. Рерих назвал Агни-йогой (Огненной йогой). Во время своего Тибетского путешествия Рерих то и дело мысленно уносится в направлении Шамбалы. Едва перевалив хребет Поющей Раковины — Думбуре, Рерих тут же указывает своим спутникам, что поблизости начинается «запретная область» Гималайского Братства, «неведомая европейцами». Доступ на эту заповедную территорию, охраняемую самой природой (посредством ядовитых испарений многочисленных гейзеров и вулканов, разбросанных вдоль ее границ) закрыт для непосвященных, а вернее «незваных», ибо придти в Шамбалу без приглашения — «зова» ее владык невозможно.

Идеи русских эзотериков: Блаватской Е.П., Рериха Н.К., Барченко А.В. довольно неожиданно получили дополнительный стимул после публикации 1933 г. романа-утопии английского писателя Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт» В книге Хилтон увлекательно и правдоподобно изобразил расположенный в одной из труднодоступных горных долин — где-то в западном Тибете — буддийский монастырь-«ламасерию» Шангри-ла, населенный представителями различных народов, в том числе и европейцами

Возможно ли существование в наше время где-нибудь в недоступной горной долине Трансгималаев — Тибета или другой точке земного шара подобного эзотерического братства, хранящего какие-то неведомые остальному человечеству знания? Едва ли. Во всяком случае, можно сильно сомневаться, что такое братство существует на тщательно контролируемой Китаем территории Тибетского Автономного Района. И потому современные эзотерики все чаще говорят о Шамбале невидимой - то ли скрытой в подземных пещерах, то ли в «параллельном мире».

Какой бы смысл, ни вкладывали в понятие Шамбалы ее современные интерпретаторы и искатели, следует помнить, что существование мифической Счастливой страны ограничено во времени. По буддийской хронологии (из текстов Калачакра-тантры) в 1928 г. на престол Шамбалы взошел 21-й царь Анируддха (тиб. Ma-gag-pa). Его правление закончится в 2028 г. Затем Шамбалой будут править поочередно еще 4 царя — по сто лет каждый. В 2425 г. — в год Воды-овцы — по истечении 97 лет правления последнего, 25-го царя произойдет великая битва между силами добра и зла. После чего на земле наступит эра торжества Учения Будды — Дхармы. Однако она будет длиться не вечно, а строго определенное время — 1800 лет, как гласит предание. Затем новый поворот неумолимого Колеса Времени положит конец этому золотому веку, и вместе с ним кончится и история Шамбалы.

Обратимся к еще более загадочному понятию Храм Шамбалы. На одном из эзотерических сайтов встретилось такое описание:

«Шамбала - древний дом Саната Кумары и Гаутамы Будды - расположена в эфирном царстве над пустыней Гоби. Эту священнообитель, бывшую когда-то физической, затем удалили в эфирную октаву, то есть в небесный мир.

Главный храм Шамбалы, легко узнаваемый по золотому куполу, окружен террасами, фонтанами пламен и семью храмами - по одному на каждый из семи лучей, - расположенными на широкой аллее, напоминающей Елисейские поля, с множеством деревьев и цветов, фонтанов и тропических птиц, в том числе синих птиц счастья. Алтарь трехлепесткового пламени находится в главном храме, где под потолком, осеняя алтарь, висит звезда Саната Кумары…

В прошлые века каждый год сюда издалека приходили люди, чтобы поклониться видимому, физическому священному огню, и взять с собой кусочек дерева, освященный Санатом Кумарой, дабы зажигать свои огни в грядущем году. Так началась традиция большого полена, сжигаемого в святки, на празднике возвращения к огню Христобытия.»

Во многих источниках Храм Шамбалы сопоставляют и связывают со знаменитым Дворцом царя Соломона. Основная идея – Храм Шамбалы это мистическое сооружение в стране Шамбала, где находятся жрецы (махатмы) и хранилище вселенских знаний.

Калачакра-тантра. В прошлом великие учителя буддизма Тибета и Монголии посвящали доктрине Калачакры и Шамбалы целые тома. Прежде всего, в Калачакре-тантре под Шамбалой подразумевается не страна, а Учение. В основе лежит интересная концепция местопребывания божеств в других областях пространства-времени, но сопряженных к Земле, так что Боги могут вмешиваться в любые земные дела. Многомерное, бесконечное пространство представляет собой одну из фундаментальных идей буддизма. Одно из таких внутренних пространств (другое измерение, "многомерное сознание") назвали "сферой Шамбалы", постичь суть которой можно было лишь через сложные медитативные практики, иными словами через измененные состояния сознания. Реальность в понятиях сферы Шамбалы рассматривалась как одно из множеств возможных состояний мира.

Древние практики содержат знания о свободном перемещении между различными состояниями сознания и телепатической передачи знания, о связи на расстоянии и умении быть одновременно в разных местах, о генерировании внутренней энергии (практика Туммо – йога внутреннего тепла, позволяющая носить тонкую хлопковую ткань даже в самые лютые морозы) и других чудесах. Для большинства людей Запада, воспитанных на идеях материализма, тайны Тибета остаются завораживающими и в наши дни. Но эволюция сознания приблизила современных ученых к новой научной парадигме, в которой древние представления и понятия сферы Шамбалы органично вписываются в структуру человека – его сознания и разума. Другими словами, в свете новых научных концепций допускается сохранение сознания (души, духа) после смерти и память о прошлых жизнях, контакт с душами умерших людей, опыт раздвоения, отсутствие линейного времени и сверхчувственное восприятие, т.е. все то, что описано в древних тибетских практиках и в учении Шамбалы.

Из тибетского учения Калачакра следует, что мистическая Шамбала не находится в физическом мире, а расположена где-то в параллельном мире: «Шамбала обладает структурой тонкой материи. Земная Шамбала связана с небесной. Именно в этом месте объединяются два мира».

Как следует из краткого описания географии и истории Шамбалы тибетского ламы Гарже Кмандул Ринпоче, Шамбала по буддийским представлениям, не есть страна в географическом смысле этого слова: «Её вид меняется в зависимости от кармы наблюдателя. Например, одну и ту же реку, боги будут воспринимать как нектар, люди как воду, а голодные духи – как гной и кровь».

В зависимости от способности погружаться в медитацию, или в современной терминологии входить в измененное состояние сознания, представление внутреннего пространства сознания меняется. Шамбала не находится в физическом мире, а есть продукт разума в просветлении. Поэтому состояние Шамбалы блуждает по миру и в зависимости от уровня инициации, просветления человека, практикующего духовные практики, может быть как на Алтае, так и в Гималаях, так и в любом другом месте. Это важная истина для искателей рациональных практик.

Калачакра, буддийская тантра, одно из двух главных учений ваджраяны ("алмазная колесница"), известная на западе под названием "тантрический буддизм" (возникновение доктрины около 878 г. до н.э, в 1026 г. – появление учения Калачакры в Тибете). Слово калачакра означает "колесо времени". Согласно учению человек находится в неразрывной связи с Вселенной. Изменив себя, человек способен изменить Вселенную. Смысл этого учения труднодоступен для понимания из-за символической терминологии доступной посвященным ламам, которую сложно в доступных образах перевести на европейские языки.

Учение Калачакры показывает путь достижения состояния Будды за одну жизнь. Поиск духовной сферы Шамбалы является конечной целью всех учеников Калачакры. Шамбала рассматривается с точки зрения "коллективной кармы живых существ". Подлинный смысл учения может быть раскрыт ученику только при непосредственной передаче от наставника. Учителя буддийского тантризма внушают ученикам, что без Посвящения, т.е. получения духовной энергии от Учителя постижение тайного смысла Калачакры невозможно.

Несмотря на неоднозначность многих исторических сведений, и гипотез о связи Калачакры с Шамбалой, все исследователи соглашаются, что учение Калачакра было проповедано Буддой Шакьямуни в Индии и уже оттуда распространилось в Тибет.

В эзотерическом понимании тантра – это то, что расширяет знание за счет трансформации сознания практикующего и прямого доступа к мудрости всего человечества. В традиции учения упоминается 64 тантры. Среди прочего в них даются космологическое представление о многомерном и многоуровневом вселенском пространстве, о пяти внутренних пространствах человека, т.е. то к чему современные физики и психологи только приближаются в своих исследованиях. Тантры говорят о цикличности существования – "сансаре", космическом порядке цикличности в природе, описывают многочисленные практики, среди которых наиболее известны: символические жесты рук – "мудры", ритуальное соитие мужчины и женщины – "майтхуна", магические диаграммы – "янтры", магические звуковые формы – "мантры", построение "мандалы" для медитации, созерцания божества в состоянии полного освобождения – "самадхи". Йогин, достигший высшего уровня во всех этих практиках входит в состояние просветления и сливается с духовной сферой Шамбалы.

Подведем итоги. Первоначально Шамбала упоминается, как гималайское княжество или царство, в связи с изложением проповеди Будды Шакьямуни в южной Индии и передачи Сутры Совершенной Мудрости /"Исконная Калачакра Тантра: изначальный Будда"/ царю Шамбалы Сучандре в 878 г. до н.э. Реальное гималайское царство Шамбала севернее Индии существовало согласно историческим хроникам вплоть до XV-XVI в. Основой жизнестойкости мифа стало пророчество о приходе Мессии из Шамбалы и представление о мифической стране, как

счастливой земле, в которой могут переродиться лишь чистые душой, прожившие праведную жизнь на земле. В представлении буддийских верующих это святая земля высочайшей мудрости и блаженного счастья.

С течением времени описаний "блаженной страны" становилось все больше. Особая роль в распространении современных представлений о Шамбале принадлежит Н.К.Рериху, который связывает с Шамбалой многие сюжеты из других мифов. Так он говорит, что непосредственно с Шамбалой связано: "многое из цикла Гэсэриады, Агарти с подземными городами, Беловодье Алтая, Чудь подземную, подводный Китеж. Грааль и Белый Остров. Все это сошлось в представлении многих веков и народов около великого понятия Шамбалы".

Самые распространенные сюжеты и свойства из легенд о Шамбале:

• Без зова туда нельзя попасть.

• Без разрешения никто не войдёт.

• Достигают только чистые сердцем.

• Для простых смертных Священная Земля невидима.

• Святая земля Бессмертных, где физический мир соединяется с обителью Богов, мир материи с миром духовным.

• Вечная Земля, которая не может быть уничтожена ни огнем, ни водой.

• Святая земля на озере из нектара в окружении восьми гор, напоминающих лепестки лотоса.

• Сказочная земля, где люди живут в счастье и достатке.

• Бедных, больных, голодных нет вовсе, хлеб родится необыкновенной величины.

• Страна с молочными реками и цветущими садами. Пышные пастбища, обильные стада, очень много золота.

• Нет угнетения, царит справедливость.

Подобные сюжеты свойственны всем сказочным легендам о райской жизни в удаленных обетованных землях. «Везде хорошо, где нас нет»… "Новая легенда" о Шамбале получила развитие в современных публикациях XX века, где наряду с характеристиками райской обители, авторы добавляют новые, привлекательные для современного европейского читателя

В "новой легенде" о Шамбале присутствуют, например, такие сюжеты:

• Обитель Махатм, Гималайских Братьев (Белое Братство).

• Махатмы невидимы для обычных людей, эти Существа видимы для Пророков, и "чистые сердцем".

• Потаенный центр мира, откуда управляется человеческая цивилизация.

• Кто заключит союз с Шамбалой – станет владыкой мира.

• С Шамбалой связано "Сокровище мира" – камень Чинтамани. Дар Ориона – метеорит, обладающий необычайно мощным энергоинформационным излучением.

• Центр высочайшего научно-технического потенциала, обладающий аппаратами интегрированными с психикой человека.

• Из ашрамов Шамбалы НЛО наблюдают за человечеством.

• Технические достижения Шамбалы превосходят современный уровень нашей цивилизации на тысячелетия.

• Шамбала невидима и только посвященные в состоянии узреть ее.

Если возвратиться к рассмотрению первоисточников, то окажется, что большинства современных определений Шамбалы в них просто не содержится. Какие сюжеты из легенды о Шамбале присуще реальному историческому княжеству Шамбалы? (Большинство текстов Тантры датируется периодом с X по XVIII вв. н.э.):

• В Шамбале имелись комментарии и наставления на Калачакру-тантра.

• Из Шамбалы появится грядущий Мессия.

• В Шамбале в 2335 г. произойдет война между буддистами и иноверцами.

В тантрическом учении Калачакры под Шамбалой впоследствии стала подразумевается чистая страна, ставшая для европейцев в силу ее таинственности и недоступности удобным мифом для "посвященных". Вернется ли Шамбале первоначальное значение "чистой земли", к перерождению в которой, стремятся все истинные буддисты, покажет время. Но сейчас одновременно существуют как представления о вымышленной фантастической Шамбале, так и воспоминания среди буддистов о священной земле в Гималаях. Для верующих буддистов и искателей духовной истины остается верным высказывание гималайских мудрецов, которые говорили:

«Поиски чистой земли и сферы знаний Шамбалы, благодатно влияют на карму любого живущего, а за сознательное и постоянное устремление к высотам Шамбалы человеку воздается уже при жизни. Учение Шамбалы, настолько священно и высоко, что даже незначительная крупица знания Шамбалы, сама по себе благодатна, и может кардинально изменить жизнь человека здесь на земле, в этой жизни».

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://vezha.wikia.com/wiki

http://teachings-masters.narod.ru/retreats/Shamballa.html

http://www.planet-x.net.ua/mifology/mifology_countres_Shambala.html

http://www.redov.ru/istorija/vremja_shambaly/p1.php

http://nvris.narod.ru/text/Sambala-Agarty.htm

Галерея Юрия Курочкина

Мудрые мысли

Рубайят

© Движение ИРИДА - Контакты

design by NooLab