|
|
Священный Алтай
Главная | Инициация | Священный Алтай
Автор: Ольга Николаевна Орлова
Алтай — Священная земля не только для нас - сибиряков, но и для всего мира. Алтай привлекает обычных туристов красотой горных пейзажей, чистым воздухом, от которого кружится голова, гремящими перекатами холодных рек, белыми бурлящими энергией водопадами, таинственной и девственной тайгой.
Алтай — Земля обетованная для духовных Искателей. Уже тысячелетия здесь действуют храмы под открытым небом. «Оленные камни» , «Каменные бабы», «Священные деревья» - места поклонений, молитв и жертвоприношений горным духам, духам рек, духам озер и леса. Животные древних наскальных рисунков это божества верхнего мира — вселенной. Небесные олени "оленных камней" дают потомство в диких и домашних животных. Верхний мир - источник инициации жизненной силы среднего — земного мира. Такое миропонимание отразилось в сказании алтайцев о "Трех Маралухах" - центральных звездах созвездия Ориона. На небо их загнал старый охотник Кудай-Берген.
Отсутствие письменности у алтайцев компенсировалось традициями памяти, считалось обязательным помнить своих предков до седьмого колена. Не было записи, но всегда были выдающиеся сказители.
Два шедевра древнего устного эпоса часто рассказывают гостям - "Очы-Бала" и "Маадай-Кара". Очы-Бала — дева-богатырша. Пришла она на Алтай из верхнего мира для защиты земной жизни от темной силы, возглавляемой владыкой третьего-подземного мира — Эрликом. Очы-Бала была луноликой красавицей, пела и играла на музыкальных инструментах так, что люди и звери заслушивались, а на камнях распускались цветы. Случилось, что племянник Эрлика Кан-Таадьи-Бий ограбил и подчинил весь Алтай и шел теперь войной на землю Очы-Бала. Дева в одиночку разбила его войско, уничтожила его самого и освободила плененные народы. После этого отправилась на Небо к Ай-Буркану (Лунному Богу) и стала Луной восьмого дня. А сестра ее Очыра-Мандьи превратилась в Мать Алтая.
Жил на Алтае в давние времена богатырь Маадай-Кара, но когда он состарился на его землю пришел с войском жестокий хан Кара-Кула, женатый на дочери Эрлика, черной колдунье. В это самое время у Маадай-Кара родился, а вернее, явился с Неба на помощь сын Когюдей-Мерген. Его спрятали на горе в колыбели под четырьмя березами, питавшими младенца соком. Кара-Кула пленил всех людей и скот, убежала лишь четырех-ухая кобылица. Младенца нашла Мать Алтая, а кобылица обернулась коровой, чтобы кормить его молоком. Когюдей-Мерген быстро вырос и отправился во владения Кара-Кулы освобождать народ. Черная колдунья узнала об этом, но решила сменить старого мужа на молодого и не стала сообщать Кара-Куле о приходе Когюдей-Мергена.
Молодой богатырь узнал у семи лам, что победить хана можно, лишь добыв его душу, хранящуюся в птице, в золотом ящике, в животе одной из трех небесных маралух ("пояс" Ориона). Маралуха была только рада избавиться от ужасной ноши, что и произошло. Герой выпустил людей и животных из железной тюрьмы и велел прогнать дочь Эрлика. Колдунья поклялась преследовать богатыря и стала мешать ему жениться на дочери Лунного Хана, она принимала ее облик, но все ее чары были развеяны. Герою помогали шесть богатырей. Когюдей-Мерген посетил нижний мир, уничтожил все темные сущности и самого Эрлика, освободив много хороших людей. Он и его богатыри вернулись на Небо. Он стал одной из звезд Большой Медведицы. Жена его стала Полярной звездой.
Герои сказаний воплощаются из высшего светлого мира для защиты людей от темной нечисти, возглавляемой Эрликом, - убивающей и разоряющей, приносящей раздоры, несчастья, физические и душевные людские пороки. Войны в героическом эпосе - не только историческая память алтайского народа о набегах врагов, это духовная, вечная память в образах великой борьбы светлых и темных сил, в первую очередь в душах людей: всякая разрушительная агрессия исходит снизу и пресекается сверху.
Коренные жители Алтая хранят вековую духовную связь с Природой. Это связано с традициями веры предков: пространство окружающего среднего мира заселено духами земной и водной стихий йер-су, с которых нужно уважать и дружить. Только обычным людям деревья, горы, ручьи и реки кажутся бессознательными, а многие тонко чувствующие люди с экстрасенсорными способностями в особенности, находясь здесь на Алтае, действительно видят духов деревьев, животных, гор и вод и могут общаться с ними. Духи предстают в различных обликах, легко меняются и иногда превращаются в пугающие образы - это зависит от человека и его отношения к Природе. Поэтому люди боялись, что за нарушение Природных законов их ждет месть духов, старались вести себя хорошо и задабривать духов подарками. Местный обычай: ешь на Природе - поделись с духами: брось кусочек в сторону священной горы или отдай через посредника – огонь костра. Идешь через перевал - оставь в подарок духу-хранителю местности белую ленточку или белый камень. Духи любят, чтобы о них помнили.
Верхнему миру, небу и вселенной алтайцы поклоняются в образе Ульгеня и его семерых сыновей и семерых дочерей. Ульгень - Бог, который сотворил весь мир мыслью, научившись этому от Белой Матери. Находится он на самом верхнем небе. С древнетюркских времен почитается Богиня-мать Умай - защитница, особенно детей, от злых духов. Она обитает в белой горе, но может появиться всюду.
Ульгень, иногда представляется и в женском облике, как родитель или родительница человеческих душ. Интересным эзотерическим факторм является то, что традиционные верования стали меняться с весной 1904 г. в форме движения бурханизма "белой веры" – с отказом от культа темных духов и почитанием светлых духов и божеств. Началось все со реально сбывшегося пророчества - явления трех старцев - Белого Бурхана, Желтого Бурхана и Синего Бурхана (Ойрот-хана) девочке Чугул из рода Чагандык в год Дракона. Ойрот-хан – историческая личность Амурсана, вождь ойротов в последние годы Джунгарии, умерший в Тобольске. Он обещал вернуться через 12 поколений, когда люди всего мира будут драться, а Алтай станет благоденствовать. Интересно еще одно пророчество: последняя битва человечества с тьмой пройдет именно на Алтае, возле Белухи. Этому посвящена картина Н.К. Рериха "Победа" или "Змей Горыныч, которая находится в Доме Ученых новосибирского Академгородка. Белый Бурхан на белом коне явился также приемному отцу девочки и сказал, что во избежание гибели от небесного огня нужно отказаться от шаманов и их черных обрядов и от обычая есть кровь животных (кровяную колбасу)..
Больше Бурханы не приезжали, но девочка вещала от их имени. Были введены обычаи почитания только небесных богов, Солнца и Луны, жертвоприношения животных заменены обрядами с молоком. Введены запреты на рубку живых деревьев и кошение травы, проповедовался отказ от денег и промышленной продукции. Бурханисты с симпатией относились к буддизму ("желтой вере", как называли ее алтайцы) и поддерживали связи с монгольскими ламами. Буддизм в течение полутора тысяч лет оказывал большое влияние на алтайскую культуру. И сам Будда Гаутама когда-то посетил Алтай. "Ни у Алары Каламы, ни у Уддаки Рамапутты Будда не нашел спасительных решений. Преобразователь, стремившийся к жизненности, не мог удовлетвориться перетолкованиями Ригведы. Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности", - писал Н.К. Рерих, исследователь Гималаев, Алтая, Монголии и Тибета. Он изучал пророчества Центральной Азии начала XX века и увидел их общность с алтайскими. Он рассматривал Алтай в мировом масштабе и находил такие достоинства, что планировал здесь поселиться.
Н.К.Рерих был с экспедицией на Алтае. Вот, что он пишет: "Остановились в Кырлыке. Придется здесь просидеть ночь. Но не жаль провести ночь в месте, где родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. Имя Ойрота приняла целая Именно здесь ждут приход Белого Бурхана"… "Белый Бурхан требует сжечь идолов и обещает плодородие общей земли и пастбищ. И вот общее благо дойдет и до алтайских становищ"…, "...шаманизм заменился учением про Белого Бурхана и его друга Ойрота. Жертвоприношения отменены и заменились сожжением душистого вереска и стройными напевами. Ждут скорое наступление новой эры".
"...во всей Азии ожидается наступление новой эры. Каждый толкует по-своему... но все об одном и том же... слово человеческое непосредственно выражает волнующую мировую мысль. Ценно слышать ее и повторять. Родина Гессер-хана ─ Ладак знает твердо, что время обновления мира уже наступило. Хотан помнит о знаках времени Майтрейи над древнею ступою. Калмыки в Карашаре ждут скорое появление чаши Будды. На Алтае ойроты отворачиваются от шаманизма и складывают новые моления ожидаемому Белому Бурхану. Вестник Бурхана, благой Ойрот, уже едет по миру. Монголы помнят о появлениях Владыки Мира и готовят дуканг Шамбалы. На Чантанге славословят Гессер-хана и толкуют о заповедных границах Шамбалы. На Брамапутре знают об Ашрамах Махатм и помнят чудесных Азаров. Евреи ждут у моста Мессию. Мусульмане ожидают Мунтазара. В Исфагане белый конь уже оседлан. Христиане Св. Фомы чают пришествие и носят на себе тайные знаки. Индусы знают Калки Аватара. И китайцы на Новый год зажигают огни перед изображением Гессер-хана ─ Владыки Мира. Ригден-Джапо, Владыка, несется над пустынями, держит свой сужденный путь на Восток".
"С юга и с севера, с востока и с запада мыслят о том же. И тот же революционный процесс запечатлевается в лучших образах. Центр между четырех океанов существует. Сознание нового мира ─ существует. Время схода событий ─ улажено, соблазн собственности ─ преоборен, неравенство людей ─ превзойдено, ценность труда ─ возвращена. Не вернется ли чудь подземная? Не седлают ли коней агарты, подземный народ? Не звонят ли колокола Беловодья? По Ергору не едет ли всадник? На хребтах ─ на Дальнем и на Студеном ─ пылают вершины".
Беловодье - легендарная страна великих праведников, страна свободы, Шамбала. На Алтай старообрядцы пришли именно в поисках ее. Путь туда, в Тибет, шел через Уймонскую долину. "Беловодье! Дед Атаманова и отец Огнева ходили искать Беловодье. "Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор ─ по особой тропе. А кто пути не знает, тот пропадет в озерах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору. Также было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицом темнее чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан. Сроки на все особые"… "С каких же пор пошла весть о Беловодье?" ─ "А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию". Значит, в основе сведений о Беловодье лежит сообщение из буддийского мира. Тот же центр учения жизни перетолкован староверами".
В селе Верхний Уймон Рерихи жили в 1926 году, и сейчас есть музей знаменитого соотечественника и эзотерика. Самое интересное место Алтая - заповедник "Катунский" в районе Белухи, высочайшей вершины Сибири. Алтайцы называют Белуху Сюмер-Улом ("священная гора") и Юч-Сюмер ("трехвершинная гора"). Сюмер - от индийского Сумеру, или Меру, - имени центральной горы высшего Мира, которую алтайцы именуют Ак-Сюмер ("белая гора"). Это место обитания богов на небе, а у подножия ее - Ак-Сют-Кёль, "белое молочное озеро". Может быть, отсюда пошло название "Беловодье"? Телецкое озеро - Алтын-Кёль, "золотое озеро" тоже считается священным. На Белухе, по легенде, чудесная птица победила дракона. С помощью Белухи братья богатыря Когюдей-Мергена - семь звезд Большой Медведицы - преобразуют нестерпимый небесный огонь в терпимое тепло. Связывают ее и с созвездием Ориона.
Н. К. Рерих приводит загадочное предание Алтая: …"А как выросла белая береза в нашем краю, так и пришел белый царь и завоевал край наш. И не захотела чудь остаться под белым царем. Ушла под землю. И захоронилась каменьями". На Уймоне показывают чудские могилы, выложенные камнями. "Тут-то и ушла чудь подземная. Запечатлелось переселение народов"…."В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племен упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно?.. Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесенных далеко на запад... Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребение, установленное большими камнями, так называемые Чудские могилы, надписи на скалах, все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые, где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу. Владычица Алтая, белоснежная гора Белуха, питающая все реки и поля, готова дать свои сокровища"
Юг Западной Сибири - место таинственное. Новосибирск - северный форпост этих территорий. В истории его таится загадка - город без корней, возникший точно на границе южной горной системы и северной низменности. Исторические, геополитические, экономические причины его быстрого развития не полностью подчиняются рациональной логике. Выросший в одночасье, этот город быстро обогнал старинные и обжитые Омск, Барнаул, Томск. Тому были свои причины и крылись они в другой, сакральной географии.
Летом 1926 г. известный художник и эзотерик Н.К. Рерих после алтайской экспедиции, где его особенно интересовала легенда о сокрытой стране Беловодье, распространенная среди алтайских старообрядцев, направился в Новосибирск. Здесь он пробыл ровно неделю, с 27 августа по 3 сентября. Сторонник духовного прогресса он предрекал Сибири великое будущее. Известная книга Н.К.Рериха "Алтай-Гималаи", в которой о Новосибирске нет ни слова, состоит из отрывочных путевых заметок, по сути представляя собой эзотерический текст, доступный лишь посвященным. Первый абзац главы "Алтай" заканчивается в этой книге следующей фразой: "Великая Обь - родина жены и змея". Смысл ее темен, но человек, знающий содержание "Откровений Иоанна", увидит здесь образ апокалиптического сюжета о жене, бежавшей от змея в пустыню. Змей пустил следом воду, но земля разошлась и поглотила ее. В старообрядческих сказаниях этот сюжет повторяется в списках "Путешественников", повествующих о пути в Беловодье.
Еще два места в главе "Алтай" привлекают внимание. Упоминание о предсказанной неведомо кем последней битве людей, должной случиться на берегах Катуни и Бии (истоки Оби), и загадочное исчезновение картины автора "Зов змея", написанной незадолго до трансазиатского путешествия. Покидая Новосибирск, Николай Константинович обещал вернуться, но не получилось. Только в 60-х годах его сын Юрий передал завещенные городу 60 картин. А незадолго до смерти Н.К.Рерих написал картину "Град обреченный", изображающую городские стены, обвитые чудовищным змеем.
В старообрядческих селениях на Алтае и в Горной Колывани (окрестности города Змеиногорск и север Восточного Казахстана) бытовала легенда о существовании на юге Алтая "сатанинского склепа", подземного места заточения падшего ангела (или Змея - по старообрядческим представлениям). Согласно поверью, в ближайшем будущем Змей освободится из плена, спустится с Алтая "вниз по воде" на север и заложит город, в котором произойдет "битва последних времен". Сторонники этой веры разделились на два течения. Большая часть старообрядцев поддержала секту "бегунов", которые считали необходимым в преддверии наступающего владычества Змея порвать все мирские путы, бежать на юг – Горный Алтай, в "камень", и далее искать Беловодье - убежище православных от царства Антихриста. Небольшая группа, считающая себя "воинами христовыми", приняла решение отыскать «склеп Змея», встать на страже и своими молитвами предотвратить его пришествие.
Этих стойких старообрядцев прозвали за образ жизни "скрытниками", значительная часть которых в десятых годах позапрошлого века переселилась на левобережье Катуни, заняв земли в селах Ая, Талда и основав в истоке Устюбы, одноименный поселок. Они поселились в загадочном месте, расположенном по левому берегу Катуни, за Красным Яром, выше деревни Ая. Там, в истоке небольшой речки, вытекающей из-под земли, расположено плато, поднятое над окрестными горами. Плато изрезано замкнутыми оврагами, провалами и пропастями, дна которых никто не видел, и окружено скальными грядами с множеством пещер.
Скрытники имели организацию из двух уровней. Часть их жили в миру, обзаводились домами, вели хозяйство. Но эта жизнь была посвящена обеспечению существования отшельников, старцев. Они поселись в окружающих устюбинское плато пещерах, денно и нощно охраняли молитвами выходы из подземелий. Не раз власти проводили в этих местах облавы, разоряя скрытнические убежища. Одновременно с основанием поселка Устюба для отыскания места будущего «змеиного града» старообрядцы отправили поисковые партии вниз по реке Оби. Полагали, что искать следует севернее города Барнаула, там, где в Обь впадают последние реки, берущие начало в алтайских горах. Другой приметой считалось его расположение в окончании самого северного горного отрога, а здесь была равнина. Следующим возможным пунктом посчитали скалистое устье речки, впадающей напротив нынешнего Ордынского. Ее назвали Каменкой в честь реки, на которой стоит алтайский Красный Яр. Но и это место не подходило.
Поиски завершились, когда путешественники миновали устья Берди и Ини. Эти реки текут с Салаира и этот старый кряж и является самым северным отрогом Алтайской горной системы. Его скальные выходы обрываются на правом берегу Оби ниже устья Ини, далее великая река течет по просторам Западно-Сибирской низменности. К тому же, от истока Устюбы до этого места, по подсчетам старообрядцев, набиралось как раз 666 верст... Поселившись на речке Каменке, скрытники стали ждать.
В конце 80-х годов команда бийского исправника разорила последнюю старообрядческую келью на алтайской Устюбе. Летом 1891 года на Оби, в устье Каменки появляется изыскательский отряд. Двумя годами позже начинается строительство моста, давшего начало городу Новониколаевску. Город родился на месте пересечении «водного змея» великой реки Обь великой рукотворной «железной змеей» дороги. Место возникновения города Новониколаевска определил Николай Михайловский. Магистраль собирались вести через Томск - старинный центр Западной Сибири. Но столичный инженер с момента приезда проникся к Томску необъяснимой неприязнью. Изыскания по руслу Оби все больше и больше отклонялись на юг, словно его тянуло туда неведомым магнитом. В конце концов, Михайловский нашел место, где река прорывала скалистые породы протянувшегося на север отрога. Это и послужило обоснованием строительства моста именно здесь. Такое сокращение длины пути дало казне экономию в несколько миллионов рублей. При этом, по слухам, он отказался от миллионных взяток томских и колыванских купцов, для которых был выгодным прежний проект.
Отправляясь на Алтай, Н.К.Рерих следовал маршруту, указанному в известных записях старообрядцев -«бегунов» легенды о Беловодье: Бийск, Красный Яр, Ая, Устюба, Уймон. Однако, затерянную в горах Устюбу он не нашел. О ее существовании он узнал только в Новосибирске, от старообрядца Петра Кириллова, чей адрес ему дали в Верхнем Уймоне. В беседах со старообрядцем художник и провел неделю в городе. Конечно, его интересовали сказания о Змее.
У казахов и тюрков Западной Сибири змей Аждарха живет в пещерах и сторожит сокровища, иногда одаривая людей. У монголов Змей Аврага Могой заключен в подземной крепости богатырем, завалившим пещеру скалой. В конце мира он должен освободиться. Горно-алтайский геофизик Никифоров рассказал о "Змеином куруме", такое месте на Катуни, где зимой не ложится снег и зимуют, не впадая в спячку, тысячи змей. В 50-х годах он занимался поиском родоновых вод и обнаружил на склоне правого катунского берега, в нескольких километрах выше устья Урсула, пятно размером 30 на 70 метров, лишенное снега. Снег таял из-за ровного теплого ветра с температурой +4,7 градусов и слегка повышенным содержанием радона. Ветер дул из-под каменных глыб. При попытке начать раскопки из-под камней поползли змеи... Указанные параметры соответствуют микроклимату больших алтайских пещер, но воздухообмен такой интенсивности указывает на существование полости немыслимых размеров. В рассказах бывалых людей на Алтае очень часто встречается образ огромного Змея, толщиной до пояса человека, многие встречали его след в лесу.
Французский эзотерик Генон указывал на традицию, согласно которой семь инициаторских центров, называемых "башнями Сатаны", расположены на планете в виде серпа или дуги, окружающей Европу. Крайняя "башня", соответствующая «рукоятке серпа», по Генону, находится на юге Западной Сибири, на месте поворота Оби. Здесь есть разрыв между мирами, откуда в конце времен хлынет античеловечество - орды Гогов и Магогов.
На излучине реки Обь, где она окончательно поворачивает на север, была построена плотина Новосибирской ГЭС. Вода имеет память, и ее кажущаяся текучесть сохраняет подобие кристаллической решетки, с функцией запоминания... Впадающая перед плотиной Бердь несет информацию с древнего Салаирского кряжа, сама Обь – с ледников Белухи через исток Катуни, с алтайских пещер, с Телецкого озера через другой исток Бию. Нужно было соединение этих водных потоков с разной энергетикой и памятью, чтобы вырос Новосибирск. В чем секрет водохранилища? Его создали перед самым строительством Академгородка, который и возведен на берегу моря. Чья воля устроила этот водный аккумулятор, с жидкой памятью и энергией на миллионы кубов? Не она ли питала создаваемый мозговой центр?
У самого Н.К.Рериха было к Змею особое отношение, позволяющее православным обвинять его в сатанизме. Три точки рериховского символа, выступают знаком змеи, которой часто приписывают обладание третьим глазом. Как и змея, эти три точки - знак слияния времен, конца мира. В 1981 году на окраине алтайского села Верхний Уймон силами энтузиастов началось строительство двухэтажного бревенчатого дома музея Рериха. Есть много очевидцев – добровольных строителей, которые в это время ночью наблюдали НЛО. К северу от села, на противоположной стороне Уймонской долины, стоит Теректинский хребет, и почти каждую ночь на северной стороне неба разворачивались световые представления: появлялись сияния, вспыхивали огни, взлетали светящиеся шары и диски. Возникнув над Теректинским , они часто дрейфовали на юг и юго-восток к Катунскому хребту. Именно по оси Теректинского хребта известны самые высокорасположенные на Алтае пещеры.
Вот информация из Интернета. Игорь Царев. Энциклопедия аномальных явлений. Из архива общественной комиссии "Феномен": "Согласно современным учениям энергия тектонических напряжений земных недр может высвобождаться не только посредством землетрясений, но и в виде электрических разрядов электромагнитного излучения, линейных и шаровых молний. В ежегодном экологическом вестнике, выпускаемом в Новосибирске, говорится, что многочисленные НЛО, огненные шары, беззвучные вспышки, наблюдаемые в последнее время над городом ученых - следствие активизации местной сети разломов кристаллических пород. Называется даже место, где плазмоиды возникают особенно часто - в районе станции метро "Красный проспект" и в западной части города в направлении аэропорта Толмачево. Огненные объекты от нескольких сантиметров в диаметре до нескольких метров появляются на разных высотах, а порой прорываются прямо из земли".
В своих записках Н.К.Рерих не раз упоминал о приближении «эпохи огня с ее небесными знаками». У него есть на эту тему множество картин - с охваченными пламенем небесами.
Новосибирск – столица Сибири, самый динамично развивающийся город. Откуда и куда он развивается? Экономическое развитие стоит на сосредоточении капиталов – энергии денег. Интеллектуальное развитие базируется на концентрации знаний, опыта, научных школ и воли держателей власти для приложения энергии денег к энергии коллективного интеллекта. Духовное развитие будет ли оно? Сокровища, подземные богатства - это мифологическая вотчина Змея? И это «богатство» все поглотит в последнем огне, последней войны светлых и темных сил, добра и зла? О чем эти знаки в сказаниях наших предков? И что у нас под ногами? Чем двинется духовное развитие – сакральными знаниями, верой и самосовершенствованием Искателей, впитавших энергетику общих потоков Священного Алтая и Священной Оби именно здесь в нашем родном городе – Новосибирске.
В статье использована информация из Интернета авторов В. Н. Бендюрина, В.Уранова, Виктора (Мастер Садхак, Санатана-Сангам)
|
|
|